С каждым годом растет число желающих увидеть своими глазами, как производится тот или иной товар. Предприятия уловили новый тренд и стали активно приглашать гостей на свои производственные площадки.

Как рассказала «Молоту» Татьяна Нечепаева, гендиректор ООО «Туристическо-коммерческая фирма «Рейна-Тур НТВ», в России промышленный туризм стал развиваться еще при СССР. Но на этом его рост остановился. Однако сейчас многие предприятия, вход на которые еще несколько лет назад был строго запрещен, охотно проводят экскурсии.

– В советский период экскурсии на заводы были раскрученной темой. Сейчас это направление не имеет такого массового характера, но интерес среди туристов есть. Чаще всего предприятия посещают школьники. Им это помогает в дальнейшем выборе профессии. Высок спрос со стороны потенциальных клиентов, партнеров, – отметила Татьяна Нечепаева.

О растущей популярности также говорит Евгений Сухов, региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям «Coca-Cola HBC Россия».

– В прошлом году завод «Coca-Cola HBC Россия» в Ростове-на-Дону принял более 4200 гостей. Экскурсионные группы приезжают к нам практически ежедневно, а иногда мы проводим несколько экскурсий в день. Самые частые посетители – студенты и школьники. Они проявляют большой интерес к процессу производства знаменитых напитков и музейной экспозиции «Мир Coca-Cola», которая насчитывает более 5000 экспонатов, – рассказал Евгений Сухов. – Мы не связываем проведение экскурсий на заводах с экономической выгодой и объемом продаж – они служат в первую очередь просветительской цели. Экскурсоводы подробно рассказывают гостям завода о каждом этапе производства, начиная от проверки качества воды и заканчивая наклеиванием этикетки.

Найти персонал и клиентов

По подсчетам «Молота», в Ростовской области таких предприятий уже около 10. На заводе «Юг Руси» можно узнать, как «булки растут», в ЗАО «Аксинья» – увидеть, как мастера вручную расписывают семикаракорскую керамику. Но экскурсии носят не только развлекательно-познавательный характер, они позволяют предприятиям найти новых клиентов, подобрать персонал.К примеру, «Ростсельмаш» начал проводить экскурсии с 2005 года. Показывая производственные цеха, завод решает сразу несколько задач: находит новых партнеров и персонал. По словам Прохора Дармова, директора по маркетингу компании «Ростсельмаш», для предприятия эффективность таких экскурсий достаточно высока. Практически 80% сельхозпроизводителей, посетивших завод, в течение 2–3 месяцев после экскурсии заключали договор на покупку техники. В 2016 году на предприятии побывало 700 аграриев.

– Вторая группа экскурсий направлена на формирование кадрового потенциала как самой компании, так и отраслей, в которых мы работаем, – аграрного машиностроения, АПК. Экскурсии проводятся для студентов профильных учебных заведений, школьников, – рассказал Прохор Дармов. – Главный акцент делается на возможностях профессионального роста, которые открываются перед будущими рабочими и специалистами, выбирающими технические специальности. На примере «Ростсельмаша» мы рассказываем (и показываем) о передовых технологиях, которые сегодня задействованы в промышленности, о перспективах развития предприятия и аграрного машиностроения в целом. В 2016 году мы провели 37 таких экскурсий. Завод посетили 764 школьника и студента.

Создать репутацию

Предприятия «ГРУППЫ АГРОКОМ» также организуют экскурсии по нескольким направлениям: для сотрудников разных предприятий группы – с целью обмена опытом и повышения лояльности к компании и ее продуктам; для партнеров и организованных групп – по предварительным запросам. Помимо основного маршрута по производству экскурсия включает и мастер-класс на выбранную тему, дегустацию (в случае, например, с «Тавром» или тепличным комплексом). В программе участвуют такие предприятия группы, как «Донской табак», «РКЗ-Тавр», «Атлантис-Пак», «Аква-Дон», «АПК «21 век».

– Экскурсии на наши предприятия проводятся в рамках внутренней программы промышленного туризма с 2014 года, — сообщила Татьяна Гордина, заместитель генерального директора по связям с общественностью «ГРУППЫ АГРОКОМ». — За это время нас посетили представители НЭВЗа, «РЖД», Сбербанка и других организаций Ростовской области. Также с целью профориентации к нам приходят студенты и магистранты вузов Ростовской области – НПИ им. М.И. Платова, РГЭУ, РГУПСа. В среднем экскурсии проводятся 1–2 раза в месяц. Для нас основная отдача от экскурсионной деятельности – репутационная.

Привить культуру

На заводе «Балтика-Ростов» первые экскурсии стартовали в 2003 году. Из-за специфики деятельности в них могут участвовать только люди, достигшие совершеннолетия. Завод открыт для гостей пять дней в неделю. Визиты предусматривают обход крупного модернизированного предприятия со всеми этапами производства пива: от варки сусла до погрузки готовой продукции в вагоны. Также с 2012 года на территории завода действует единственный на юге Музей истории пивоварения России. Возможны и узкоспециализированные встречи для знакомства с инженерными, логистическими решениями. Но ключевая цель экскурсий, по словам представителей компании, заключается в развитии культуры потребления пива. Аналогичную миссию преследует ООО «Ростшампанкомбинат». Завод стал открыт для горожан 1 сентября 2014 года. За да года с таинством приготовления шампанских и игристых вин, а также с донскими мастерами-виноделами, которые кропотливо трудятся над созданием продукта, познакомились более 4000 человек.