Ростов-на-Дону, 11 октября 2018. Принято считать что там, где идет война, люди ездят на потрепанных грузовиках и поездах из рассыпающихся товарных вагонов под дышащим на ладан локомотивом. В ДНР желающего увидеть такую «экзотику» ждет полнейшее разочарование: даже электричку с прицепленными к головному вагону платформами прикрытия здесь уже года три как не встретишь. Более того, стали открываться новые маршруты, а с зимы 2015 года началось восстановление сообщения на тех участках, где его закрыли еще при Украине.

Сейчас в ДНР общественным транспортом обеспечены даже многие прифронтовые поселки, как, например, Красный Партизан под Ясиноватой или Гольма – удаленная часть Горловки. Ситуацию идеализировать не стоит – проблем хватает: и подвижной состав по большей части не новый, и вопрос рентабельности перевозок бывает весьма острым, есть и села без регулярного сообщения, куда автобус перестал ходить задолго до событий 2014 года. Тем не менее все эти вопросы стремятся решить.

Едем по городу

Исторически так сложилось, что муниципальный транспорт в ДНР унаследовали от прежних времен пять городов: Донецк, Макеевка, Харцызск, Горловка и Енакиево. В остальных местах он прекратил свое существование сразу же после распада СССР и ныне представлен коммерческими автобусами малой вместимости.

В ДНР муниципальный транспорт уцелел везде, за исключением Углегорска: там в ходе боевых действий троллейбусное хозяйство было полностью разрушено. А вот на подконтрольной Украине территории Донбасса с 2014 года закрылись сразу две трамвайные системы – в Константиновке и в Краматорске.

Муниципальный транспорт в ДНР – это реально действующая система. В Донецке парк достаточно молодой, обновлявшийся в 2012 году, к чемпионату Европы по футболу, в остальных городах он значительно старше, а интервал его движения больше. Но все равно вполне приемлемо.

Лучше всего муниципальный транспорт представлен в Донецке: там действуют трамвайное, троллейбусное сообщение и курсируют автобусы большой вместимости. В Горловке и Енакиево ходят трамваи и троллейбусы, в Макеевке и Харцызске – только троллейбусы. Стоимость проезда – 3 рубля в Донецке и Макеевке, 4 рубля – в остальных городах.

Ростовчан удивит высокая скорость движения трамваев и троллейбусов в ДНР: транспорт мало простаивает на остановках, потому что продажа билетов пассажирам не входит в прямые обязанности водителя. Да, у него можно купить талон, если нет киоска на остановке, но следить за платежной дисциплиной в салоне обязаны совсем другие люди. Практически везде установлены компостеры: выборочный контроль обходится гораздо дешевле кондуктора. При этом «зайцев» тоже немного: сложно не наскрести по карманам пару двухрублевых монет, в крайнем случае кто-нибудь из пассажиров выручит билетом.

Конечно, сеть муниципального транспорта даже в Донецке не настолько густая, как хотелось бы, да и завершает он работу весьма рано (в столице республики – около 21:00, в других городах – тремя часами ранее), поэтому волей-неволей приходится пользоваться коммерческим автобусом, именуемым в просторечии маршруткой. У маршрутки и количество направлений побольше, и график движения поудобнее, но и цена выше – от 10 до 12 рублей. Еще в маршрутке нет того раздолья льготникам, как в трамвае и троллейбусе: на одной остановке может сесть не более двух представителей этой категории.

Кстати, о льготах. В ДНР сохранены все социальные льготы, какие существовали ранее, а вот служебные льготы были урезаны, и очень сильно, года три назад. Это контрастирует с Украиной, которая отменяет социальные льготы для действительно нуждающихся, зато наделяет ими бандеровских карателей.

Выбираемся за город

Поездка в соседние города и поселки также не особенно сильно бьет по карману: цены на автобус колеблются от 15 рублей в ближний пригород (например, из Макеевки в Донецк или Харцызск) до 60 рублей в дальний (из Макеевки в Енакиево). С недавних пор на некоторых конечных пунктах в салон пригородного автобуса пускают только по приобретенным в кассах билетам, что при большом пассажиропотоке бывает неудобно. Однако этим решается проблема вечных конфликтов водителей с льготниками: последним стали выдавать бесплатные посадочные талоны.

Планируя поездку за город, необходимо быть внимательным, особенно если нет местной прописки: например, в Горловку иностранцам можно ездить только через Нижнюю Крынку, Ждановку и Енакиево, но никак не через Ясиноватую и Пантелеймоновку, дорога между которыми проходит в непосредственной близости от линии фронта. Это неудобно: приходится делать две пересадки, однако война есть война.

Основа пригородного автопарка – те же выпущенные еще при Украине автобусы малой вместимости «Богдан», «Эталон», а также микроавтобусы «Дельфин» и «Рута». Если первые два выпускались по лицензии солидных фирм Isuzu и ТATА, то последние две модели – это творческая переработка российской «Газели» украинским автопромом. Сейчас их начинает вытеснять автобус «Донбасс», выпускаемый на заводе «Донецкгормаш» путем крупноузловой сборки одной из модификаций ПАЗ-3204. Изначально планировалось использовать «Донбассы» в качестве школьных автобусов, но моделью заинтересовались перевозчики: не надо тратиться на растаможивание.

Есть в ДНР такие места, куда проще всего можно добраться на электричке, например в поселок Криничная под Макеевкой. Автобусное сообщение, прекратившееся туда еще в советские годы, несколько лет назад было восстановлено, однако так и не приобрело популярности. Причина простая: железнодорожный узел, через который каждые пару часов проходит пригородный поезд в нужном направлении.

При Украине пригородное сообщение на Донецкой железной дороге тихо умирало: целые направления объявлялись неперспективными и оставались без привычных людям электричек и дизель-поездов. Зато после провозглашения ДНР восстановили ранее закрытое пассажирское движение на линиях Иловайск – Торез, Иловайск – Каракуба и до российской пограничной станции Успенская. Даже с находящегося в прифронтовой зоне донецкого вокзала уже несколько месяцев ходят поезда, правда только до станции Еленовка, где расположен пункт пересечения линии разграничения. Составы, в которых нам придется ехать, конечно, не новые, зато ухоженные в меру возможностей. Этой весной их начали перекрашивать в цвета «Российских железных дорог».

Цены в пригородных поездах по российским меркам очень низкие, проезд на электричке между двумя любыми станциями в пределах ДНР не превышает 50 рублей. На Донецкой железной дороге до сих пор действует сохранившийся от прежних времен алгоритм ценообразования, согласно которому чем дальше едешь, тем дешевле километр пути. Для сравнения: в России стоимость пригородного билета – это произведение цены одной тарифной зоны на их количество.

По республике и за пределы

Донецкий аэропорт лежит в руинах, небо для полетов закрыто. Пассажирские поезда из Ясиноватой пока ходят только до Луганска и Успенской, потому что Киев назойливо требует от России вернуть оставшиеся в Крыму и Донбассе тридцать тысяч единиц подвижного состава. В такой ситуации автобус еще долго будет главным средством дальних поездок для жителей ДНР.

До 2014 года дальнее автобусное сообщение в Донбассе было развито куда слабее, чем сейчас. Если в России автобус – самый бюджетный вид междугородного сообщения, а билет на самолет очень часто стоит дешевле полки в плацкартном вагоне, то на Украине картина иная. Самый дешевый транспорт в Незалежной – это поезд, кресло в автобусе идет по цене полки в купейном вагоне, а билет на самолет стоит минимум как целое купе в СВ. Иными словами, автобус из Донецка был выгоден либо когда не было билетов на поезд, либо когда отсутствовало прямое сообщение.

Сейчас же в ДНР автобусу альтернативы просто нет, поэтому география услуг значительно расширилась. В списке конечных пунктов присутствуют не только Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Севастополь, Нижний Новгород, Сочи, Казань, Самара и Брянск, но также Сухум, Ереван и Минск.

Покупая билет на автобус, выходящий за пределы республики, надо быть готовым к тому, что продажа мест на один и тот же рейс может осуществляться не только на автовокзале, в сервис-центре Минтранса ДНР и на почте, но также самим владельцем транспорта, турфирмами и всевозможными частными посредниками. При этом у каждого продавца – свои цены, иногда значительно различающиеся. Озаботиться приобретением лучше заблаговременно: в день отправления билеты могут оказаться распроданными, ибо возить воздух никому не хочется. Еще одна особенность таких рейсов – цена билета до промежуточной остановки может быть такой же, как и до конечной.

Если же мы едем по ДНР, то проезд между двумя самыми удаленными друг от друга автовокзалами – в Дебальцево и Новоазовске – вряд ли будет стоить дороже 250 рублей. Сама дорога без учета пересадок займет около четырех с половиной часов.

Да, было время, когда общественный транспорт в ДНР на многих направлениях практически не работал, – это лето и осень 2014 года. Но стоило прекратиться боевым действиям – и транспорт возобновил движение.

Источник